Из Конвенции о правах ребенка

(Конвенция принята в 1989 г. ГА ООН)

Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Конвенция обязывает все государства, ее ратифицировавшие, незамедлительно пересмотреть свое национальное законодательство и привести его в соответствие с Конвенцией, устанавливает механизм международного контроля за соблюдением прав детей. 
Она, создав механизм защиты детей и обеспечения их прав, учитывает национальные, культурные, экономические, политические и социальные условия развития различных стран. Это позволяет государствам строго следовать предписаниям Конвенции и при этом не нарушать своего национального уклада жизни, использовать свои, присущие только этому государству средства, обеспечивающие надежную защиту ребенка.

Оценив роль и значение Конвенции о правах ребенка, по инициативе ЮНИСЕФ ежегодно 20 ноября, день ее принятия, отмечается как Всемирный день детей.

“Ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.”
(ст. 7)

Комментарий:

18 лет - это возраст гражданского совершеннолетия, возраст полной дееспособности человека, т.е. его способности своими действиями приобретать права, создавать и выполнять обязанности.

“Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.”
(ст. 7)

“Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию ... в устной, письменной или печатной форме.”
(ст. 13)

“Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.”
(ст. 14)

“Государства " участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.”
(ст. 15)

“Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные, просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия.”
(ст. 19)

“Государства-участники признают право ребенка на образование. Образование ребенка должно быть направлено на :

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к национальным особенностям страны;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира и терпимости;

д) воспитания уважения к окружающей среде.

(ст. ст. 28, 29)

Источник:

http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm

Комментарий к публикации
(автор - Ln, участник форума http://www.familyeducation.ru/talk/)

Положения Конвенции о правах ребенка только в том случае получат реальное исполнение, если найдут свое развитие в “законодательных актах государств мира. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990г. и с этого времени активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Положения этого важного документа вошли в Семейный кодекс РФ, Закон РФ “Об образовании”. Так, глава 11 Семейного кодекса называется “Права несовершеннолетних детей”. Дети - лица, не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия), - имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важно право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Основополагающим является право на защиту прав в законных интересов ребенка, которое должно осуществляться родителями или лицами, заменяющими их (усыновители, опекуны, попечителя), а также органами опеки я попечительства, прокурором я судом. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд. Заметим, что большинство положений Конвенции обращено к правительству, т.е. к тому органу в государстве, которое обладает реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Однако многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

Таким образом, главные защитники прав ребенка - его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись, в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий защитник прав детей - государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые денежные средства.